Это
интересно
Календарь
беременности



Главная -> От 3 до 7 лет -> Ребёнок приходит в коллектив

Ребёнок приходит в коллектив

Каждому малышу помимо общения с родителями и родственниками нужна полноценная жизнь в коллективе сверстников. В детских дошкольных учреждениях созданы условия для всестороннего развития ребенка. Здесь он учится соизмерять эгоистическое «хочу» с общественным «надо», здесь под руководством опытных педагогов приобретает новые полезные навыки, знакомится с правилами хорошего тона и азами эстетики.

Однако и в этом хорошем деле — системе коллективного воспитания — есть свои проблемы. Одна из них — приспособление ребенка к новому коллективу.
Для нас, взрослых, перемена обстановки и встреча с незнакомыми людьми — в гостях, на отдыхе, при поступлении на новую работу — дело обычное и даже привлекательное. Совершенно иначе воспринимают подобные события дети. Приход в ясли или сад — можно сказать, драматическое событие в жизни ребенка и определенное испытание для его психики, а иногда и здоровья.

Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Это вполне оправдано и объяснимо. Малыш в первые годы жизни беспомощен, беззащитен и почти всегда требует присутствия взрослых. Кратковременную разлуку с ними он воспринимает чуть ли не как угрозу собственному существованию и выражает свой протест беспокойством и криком. А на пороге яслей или сада ребенок не только расстается с родителями, но и встречается, и остается один на один с массой непонятных и поэтому устрашающих явлений: в гулкой и пестрой сутолоке чужой комнаты, среди чужих детей, с чужой тетей. Да и порядки здесь совсем другие: надо соблюдать режим, спать днем и есть противную кашу, от которой дома можно просто отказаться.

На все это дети ясельного возраста отвечают, говоря словами И. П. Павлова, реакцией биологической осторожности или протеста: становятся вялыми, робкими, плачут, капризничают, упрямятся, не хотят выходить из дома, а у двери в сад в страхе цепляются за мать. Иногда в поведении ребенка даже проявляются черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивней становится речь, возобновляется интерес к забытым играм, временно утрачиваются некоторые навыки. Например, у детей, приученных к опрятности, может появиться ночное недержание мочи. Иногда наблюдаются неврогенные нарушения: срыгивания, рвота, «беспричинное» повышение температуры и тому подобное. У одних может нарушиться сон, у других ухудшится аппетит.

Разумеется, все эти проявления не встречаются у одного ребенка сразу. В подавляющем большинстве случаев эти «симптомы» отражаются лишь на поведении малыша, и то непродолжительное время: не более двух-трех недель у детей раннего возраста и одной-двух у дошкольников. (Кстати, дети старше трех лет, тем более раньше посещавшие ясли, адаптируются к новому коллективу безболезненно.)

Но каким бы кратким ни был период адаптации, для ребенка он далеко не безобиден. Эмоциональное напряжение сопровождается разнообразными изменениями функций органов дыхания, кровообращения и даже терморегуляции. Эмоциональные стрессоры запускают каскад гормональных реакций, конечным результатом которых оказывается снижение защитных сил организма и повышение вероятности острых респираторных инфекций.
О том, что дети в так называемых организованных коллективах болеют чаще, чем их «домашние» сверстники, было известно давно. И это казалось естественным: ведь в коллективе может оказаться больной ребенок и «заразить» других. Кроме того, нельзя целиком исключить упущений бытового и гигиенического характера: там сквозняк, здесь низкая температура в раздевалке... С этим не то чтобы очень мирились, но считали в определенной мере закономерным и допустимым. «Нужно признаться, — замечает по этому поводу известный американский педиатр Б. Спок, — что в детском саду дети простуживаются чаще, чем дома. Но это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд, если они протекают легко».

А если заболевание протекает тяжело? А если ребенок ослаблен? Как, наконец, вести себя родителям в период адаптации, если на него приходится почти 70 процентов всех болезней за год?

В настоящее время на все эти вопросы можно дать вполне определенные ответы. К числу главных причин осложнения адаптации при поступлении в ясли и сады относятся эмоциональные стрессы. При помощи оригинальной методики произвели количественную оценку выраженности основных эмоций и уровня эмоционального стресса и сопоставили эти данные с рядом физиологических, биохимических и иммунологических процессов и — что очень важно — с заболеваемостью в период адаптации.
Как и следовало ожидать, дети реагировали на новую обстановку по-разному. Некоторые — таких было, правда, немного, — освоились сразу и чувствовали себя как дома. У других отмечалось кратковременное, не более чем на три-четыре дня, снижение настроения, которое быстро выравнивалось, и дети приобщались к жизни коллектива, были веселы, деятельны, много играли. Была группа детей с явной эмоциональной неустойчивостью: их состояние имело динамику от «хорошо» к «так себе» и в заключение к «очень хорошо».
Помимо этих трех групп, которые и по поведению, и по заболеваемости можно отнести к благополучным, была выделена группа трудно адаптирующихся детей. Они, говоря образно, оказались безнадежными пессимистами. В течение пяти-семи дней наблюдений стрелка их эмоционального состояния стабильно показывала «плохо» и «очень плохо». Именно у них и были явные срывы: большинство заболели, а некоторых пришлось забрать домой.
Казалось бы, какая связь между эмоциями и респираторными заболеваниями? Но в том-то и заключается своеобразие детского организма, что за фасадом ребячьих капризов и протестов в нем происходят сложные перестройки, захватывающие деятельность всех важнейших систем жизнеобеспечения. В легких случаях, как мы, уже говорили, все ограничивается незначительным снижением настроения. Но по мере усиления эмоционального стресса в процесс адаптации вовлекается вся сфера обслуживания организма. Это свидетельствует, что психологическая защита оказалась несостоятельной, и организму приходится изыскивать какие-то дополнительные резервы. На первый взгляд такой способ адаптации, как, скажем, повышение кровяного давления или температуры тела, кажется нелепым. Но структура адаптационного синдрома эволюционно предопределена, стандартизирована, и с этим приходится смириться. Поэтому в ответ на усиление эмоционального стресса в действие вовлекаются новые, более глубокие и древние, пригодные на все случаи жизни приспособительные механизмы. Стресс сопровождается выделением из надпочечников ряда адаптивных гормонов. Их действие по существу означает всеобщую мобилизацию сил для борьбы с неизвестным, но безусловно вредоносным «агентом». В результате резко усиливается обмен веществ. Белки, обычно выполняющие роль пластического строительного материала, теперь идут на энергетические нужды, «в топку», «сгорая» вместе с жирами и углеводами, и ребенок худеет. Мобилизация энергетических резервов предполагает подготовку к возможной борьбе или бегству (в отличие от взрослого ребенок не понимает, что детский сад — вполне безопасное заведение). И наконец, «гормоны защиты» тормозят... защитные реакции: снижают продукцию антител, активность вырабатываемого организмом антибиотика лизоцима, содержащегося в слюне и крови и губительно действующего на микроорганизмы. Этот, казалось бы, парадоксальный эффект действия «защитных гормонов» также имеет свое объяснение, но в данном случае мы просто упоминаем о нем как о факте, подсказывающем нам причину возникновения простудных инфекций. Ведь если защитные силы ослаблены, то микроорганизмы, обитающие в носоглотке и дыхательных путях, до этого относительно безобидные, могут стать болезнетворными и вызвать, например, ОРЗ. Риск заболевания усиливается снижением аппетита и уменьшением веса, что влечет за собой дефицит белков, необходимых, в частности, для воспроизводства антител. С таким сложным и в чем-то противоречивым переплетением событий организму не так-то легко справиться. И в этом ему должны помочь врачи, воспитатели, родители.